Вы читаете журнал [info]maratguelman

Дневник Марата Гельмана - комментарии приветствуются

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> Guelman.ru - современное искусство в сети

Ноябрь 11, 2004


Previous Entry В избранное Поделиться Next Entry
04:23 am - комментарии приветствуются
«Россия 2»

В сегодняшней России завершается формирование общества, которое в силу своих характеристик может быть условно названо «путинской Россией». Вот его некоторые отличительные черты:
- управляемая демократия;
- нерефлексивная любовь к действующему президенту;
- патриотический пафос и поиски внутреннего врага;
- сильное государственное влияние на СМИ и, соответственно, единая интерпретация событий;
- культ прошлого;
- приближение церкви к государству;
- официозное выхолащивание культуры;
- резкое понижение статуса творческой, художественной и научной деятельности.

Символом отсутствия полноценной культурной политики со стороны государства стало упразднение Министерства культуры как самостоятельной институции. Культурный механизм, формировавшийся в России 90-х, сворачивается, так и не достигнув стадии зрелости и не утвердив необходимого для свободного функционирования искусства инструментария. Завоеванное было пространство автономии искусства от государства сужается; культурная политика редуцируется в лучшем случае до псевдо-либерализма, а по сути – фаворитизма.

Эти тенденции могут в ближайшем будущем привести к возобновлению размежевания искусства на «официальное» и «андеграундное», замкнутые на противостоянии. Но художественное поле разнообразнее и сложнее бинарной оппозиции «официальное–подпольное». Для сохранения диверсификации современного искусства важна некая платформа, поддерживающая спектр свободных художественных позиций, не позволяющая этому спектру съежиться до биполярности. «Россия 2» и есть попытка выстроить такую платформу.

Цель художественного проекта «Россия 2» – зафиксировать существование в географических границах РФ другой России: более демократичной, интернациональной, критичной к официальным институтам, исследующей пограничные темы и отстаивающей право творческой личности на высказывание.

При всей очевидной противоположности России 1, «Россия 2» не является по отношению к ней ни оппозиционной, ни диссидентской. Не оппонируя «путинской России» и признавая факт приятия последней большинством населения, «Россия 2» занимает насколько возможно автономную и максимально дистанцированную позицию. И эта позиция имеет несколько преимуществ.

Во-первых, включаться в конфронтацию, пусть и на поле искусства, означает замыкать себя в сиюминутном политическом и социальном контекстах. Противопоставление контркультурного пафоса пафосу официоза волей-неволей сужает рамки художественного взгляда и стирает нюансы, тогда как исследование неоднозначного и пограничного есть цель искусства, по определению представляющего собой экспериментальную территорию.
«Россия 2» не обременяет себя приставками не-, контр-, андер-, анти-, поскольку вектор ее развития и плоскость расположения не ориентированы на соотнесение с таковыми России 1.

В связи с возрождаемой властью тактикой «несимметричного ответа» (искусственный перевод художественного жеста в социально-политическое пространство), бренеровский призыв «выйти на кулачный бой», некогда обращенный художником к президенту, – важный факт российской художественной истории, но неактуален как стратегия в сегодняшней ситуации.
«Россия 2» не борется с властью и не критикует ее, поскольку власть, равно как и ее институты, не представляют для нее референтную группу. Реальность не разбивается на избирательные периоды, а перспектива взгляда не ограничена 2008-м годом.

В то время как технология, рынок и, наконец, государство используют продукты, созданные искусством в прошлом, ныне продукты отстоявшиеся, то для «России 2» «здесь и сейчас» представляют собой отправную точку. Компенсируя референцию на прошлое России 1, – циклическое переосмысление истории, культ «великих эпох», многовековое формулирование русской идеи, – «Россия 2» работает даже не с сегодняшним днем, в художественной перспективе являющимся днем уже прошедшим – она осваивает новые формы, еще не обжитые и не ассимилированные обществом.

Еще один аспект. В свое время нон-конформисты не могли и не стремились иметь точки пересечения с официальными структурами: не состояли в Союзах художников, не выставлялись официально, не выходили на широкую публику. Сейчас в намеренном изоляционизме нет необходимости. Новые технологии, носители, новые формы произведений и средства их презентации, сложные системы коммуникации, наименее подконтрольной и максимально плюралистичной из которых, конечно, является интернет, вселяют уверенность, что внутренняя полемика искусства неизбежно будет прорываться и сквозь «официальные» формы, – как в коллаже, где под одним слоем просвечивает другой.

По мере выстраивания «информационной вертикали», спрос на плюрализм автоматически повышается, как обостряется и жажда свободного высказывания. В этом смысле «Россия 2» может состоятся как информационная площадка, занимающая все медийное пространство, а не конкретное СМИ, ставшее очень уязвимым в России 1. Другими словами, «Россия 2» – это не средство массовой информации, а постоянная рубрика во многих из них; это не конкретная галерея – это экспозиция в контексте многих музеев и выставок.

В целом, чем сильнее будет сужаться картина мира России 1, тем активнее будет вынуждена «Россия 2» заполнять образующиеся лакуны.

Внутреннюю организацию «России 2» нельзя описать с помощью единственной художественной позиции, поскольку полицентричность – ее характерная черта и одно из главных достоинств. Тем не менее, можно выделить несколько направлений работы с реальностью:

– утопия
– рефлексия
– игнорирование

«Россия 2» уже существует как оформившаяся стратегия художественного восприятия актуальных процессов в стране. Она не остается вещью в себе и конструирует параллельный дискурс, который может воплотиться как в арт-проекты, так и в социальные практики, – последствия художественного высказывания неисповедимы.

(180 комментариев | Оставить комментарий)

Comments:


Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:[info]cafone
Date:Ноябрь 11, 2004 02:22 am none (UTC)
(Link)
Мне кажется, что для проекта ли, платформы - уж не знаю как назвать - нацеленного на "сохранение диверсификации" и борющегося с "биполярностью" - дважды неудачное наименование. Во-первых, цифра "2". Проглядывается явное противопоставление второго первому: стоило писать столько умных слов и от стольки "приставочных" названий отрекаться, чтобы придти к тому же в усугубленной форме. Во-вторых - слишком пафосно, уж прошу прощения. Россия 1 - это все-таки не только столь неудачно упраздненное Министерство Культуры.
[User Picture]
From:[info]v_b
Date:Ноябрь 11, 2004 03:21 am none (UTC)
(Link)
«Россия 2» -- название ассоциируется с "Культура 2".
[User Picture]
From:[info]maratguelman
Date:Ноябрь 11, 2004 06:56 am none (UTC)
(Link)
ну в общем-то Паперный был вдохновителем названия. В Большом Городе опубликован мой с ним диалог на эту тему
[User Picture]
From:[info]nemiroff
Date:Ноябрь 11, 2004 04:30 am none (UTC)
(Link)
Всё правильно, только написано так, что с души воротит.
Юрьевская статью, на которую это есть, как я понял, ответ, написана нормально - а это я в три присеста читал: очень нудно.
Нельзя, что ли, это всё человеческим языком изложить?
А иначе на манифест совсем не тянет: какая-то смесь бюрократического с псевдоакдемическим.
(Не по лексике даже - по синтаксису. В периодах вязнешь.)
[User Picture]
From:[info]maratguelman
Date:Ноябрь 11, 2004 06:57 am none (UTC)
(Link)
на тебя надежда, напиши плиз, за НАМИ не заржавеет
[User Picture]
From:[info]ymniza
Date:Ноябрь 11, 2004 04:41 am none (UTC)
(Link)
больше жизни!!! такое ощущение, что хотели написать с "холодным рассудком", а получилось "мёртво" . все идеи поддерживаю обеими руками .
[User Picture]
From:[info]maratguelman
Date:Ноябрь 11, 2004 07:00 am none (UTC)
(Link)
хотелось быть точным, а вообще http://www.livejournal.com/users/galerist/2691.html
[User Picture]
From:[info]nemiroff
Date:Ноябрь 11, 2004 04:51 am none (UTC)
(Link)
То есть, пренеприятный парадокс получется: официоз говорит человеческим языком, а деятели, претендующие на неофициозность - как раз самым что ни на есть суконно-казенным.
Это не дело.
[User Picture]
From:[info]danilevit
Date:Ноябрь 11, 2004 05:47 am none (UTC)
(Link)
Язык имеет тот чей вектор совпадает с вектором большинства.
В 1917 белая Русь тоже пала от безязыкости.
[User Picture]
From:[info]zeleny_biakuss
Date:Ноябрь 11, 2004 05:05 am none (UTC)
(Link)
Если в 17 году 20 века Россия погрузилась во тьму, то в самом конце того же века, с приходом Путина, она (побывав несколько лет хоть грязной, но яркой) вновь погрузилась... Только в серость. Время мелких сереньких людишек, сытых жирных домохозяек, люмпенов и спецслужб... А также бездарного удвоения ВВП.
From:[info]nesomnoy
Date:Май 12, 2005 11:51 pm none (UTC)

дайош

(Link)
одаренное удвоение ввп
[User Picture]
From:[info]dzenn
Date:Ноябрь 11, 2004 05:27 am none (UTC)
(Link)
все бы хорошо, но пафос у вас прямо как у России 1 :) почему бы не найти новую форму?
[User Picture]
From:[info]maratguelman
Date:Ноябрь 11, 2004 07:02 am none (UTC)
(Link)
я же не писатель а галерист, ну типа функционер.
[User Picture]
From:[info]manaev
Date:Ноябрь 11, 2004 06:11 am none (UTC)
(Link)
Нормально, по-моему, написано. И мысли высказаны четко.

Я, впрочем, вообще любитель всякой сухости и четкости...
From:[info]lp_f_gp
Date:Май 11, 2005 08:15 pm none (UTC)
(Link)
Согласен, без всяческих изысков и достаточно четко. И почему собственно альтернатива должна быть вызывающей или заумной?
[User Picture]
From:[info]volk
Date:Ноябрь 11, 2004 06:40 am none (UTC)
(Link)
"Компенсируя референцию на прошлое России 1"
Ужас ужас. Это как будто Гайдар писал!
[User Picture]
From:[info]kabyz
Date:Ноябрь 11, 2004 07:49 am none (UTC)
(Link)
Это "манифест"? Манифесты художников, музыкантов , всяких хипов много читал, а манифест галериста вижу впервые. А не много ли пафоса? Впрочем, с большинством тезисов согласен. Не совсем понятно:"
- резкое понижение статуса творческой, художественной и научной деятельности". Это как это? Сдается, что к нынешней ситуации не имеет никакого отношения.
[User Picture]
From:[info]maratguelman
Date:Ноябрь 11, 2004 08:09 am none (UTC)
(Link)
это имеет к нынешней ситуации самое прямое отношение. Ученый и художник "потеряли в статусе" на порядки. Счас генералы и олигархи. (вспомнилось у Яркевича "вот раньше поэтам все девушки давали").
[User Picture]
From:[info]partaktiv
Date:Ноябрь 11, 2004 08:47 am none (UTC)

Россия 1,5

(Link)
А я вот чего-то не вижу, чем "Россия-2" перпендикулярна "России-1". По-моему, она вполне укладывается в нее. Есть у нее (России-2) своя полянка, в инет-медиа как раз. Там она и живет себе спокойно.
А что касается того, что "по мере выстраивания «информационной вертикали», спрос на плюрализм автоматически повышается, как обостряется и жажда свободного высказывания" -
- спрос на площадки уже удовлетворен, как и жажда высказываться на них у желающих это делать. С чего бы вдруг что-то должно "повышаться" или "обостряться" - в толк не возьму...
[User Picture]
From:[info]maratguelman
Date:Ноябрь 11, 2004 06:17 pm none (UTC)

Re: Россия 1,5

(Link)
повышаться и обострятся так как в процессе "успешного" продвижения России 1 к своим целям от нее будет отчуждаться все большее число личностей
[User Picture]
From:[info]svetlana_foma
Date:Ноябрь 11, 2004 08:49 am none (UTC)
(Link)
управляемая демократия - а по сути авторитаризм;
- нерефлексивная любовь к действующему президенту "простых граждан";
- патриотический пафос и поиски внутреннего врага;
- сильное государственное влияние на СМИ и, соответственно, единая интерпретация событий - просто цензура, наглая, незаконная... Причем только "на правду" - а эротика, секс, войнушки. пошлости - пусть народ кушает...
- культ прошлого (?) какого?;
- приближение церкви к государству - только НА СЛОВАХ!!!;
- официозное выхолащивание культуры - ей вообще никто не занимается...;
- резкое понижение статуса творческой, художественной и научной деятельности. это давно уже так.

анекдот из жизни
вчера мама смотрит ТВ, там концерт ко дню милиции
говорит: "Тут даже этот пришел, как его?..."
- Грызлов?
- нет, хуже... Путин!

[User Picture]
From:[info]alpolish
Date:Ноябрь 11, 2004 08:59 am none (UTC)

Забавно

(Link)
А если не ограничиваться и продолжить "модельный ряд Россий", так же учитывая
ОФОРМИВШИЕСЯ СТРАТЕГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ различных категорий граждан?
К примеру: половозрастные группы электората, социальное положение, вероисповедание, отношение к воинской службе и т.д.
С этой целью, направления (утопия, рефлексия и игнорирование) целесообразно было бы разбить на поднаправления, разделы и подразделы и, в зависимости от конкретной категории субъекта ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ, моделировать соответствующую "Россию". А?
[User Picture]
From:[info]maratguelman
Date:Ноябрь 11, 2004 06:19 pm none (UTC)

Re: Забавно

(Link)
ну да, например рефлексия:
пародия
критика
[User Picture]
From:[info]a_zov
Date:Ноябрь 11, 2004 09:06 am none (UTC)

c'est belle!!

(Link)
Сен-Симон прямо. 5-й сон Веры Павловны. Заключительный.
[User Picture]
From:[info]dubadam
Date:Ноябрь 11, 2004 09:13 am none (UTC)

Позлобнее, поутрировать, чтобы лучше доходил нюанс

(Link)
Ну раз просили через самого Паркера..

Унылый текст, каких много.

Настрой ясен с первых строк. Ай-яй-яй, ну хоть какую загадку сначала

Дальнейшее нытьё - это скорее не развитие чёткого тезиса, где кроме логики желательно видеть в нужном месте эмоциональную кульминацию, а нудное перечисление аспектов.

"Для сохранения диверсификации современного искусства важна некая платформа" - это что ли тезис? ИМХО ключевые моменты текста должны говориться шершавым языком

Естественно в конце нету внятного вывода / заключения.
"«Россия 2» уже существует как оформившаяся стратегия художественного восприятия" - слишком не внятно.

И коряво к тому же, вслушайтесь: "Россия .. существует как .. стратегия"

Вощем, разумное зерно смысла, которое таки есть, при воплощении в виде текста размазалось, вместо того чтобы взойти..
[User Picture]
From:[info]dubadam
Date:Ноябрь 11, 2004 09:40 am none (UTC)

мороз крепчал

(Link)
Да, и название, это ж полстатьи. Зачем просто "Россия 2"

Вот например отличное название: Убийство на "Фабрике звезд"

Название должно заставить кликнуть мышкой.
Ну не знаю.

"Январский переворот. Россия 2".
"Россия 2. Восстание искусства".
"Конец Путина. Да здравствует Россия 2" (извините)
[User Picture]
From:[info]nemiroff
Date:Ноябрь 11, 2004 10:22 am none (UTC)

Re: мороз крепчал

(Link)
Самое лучшее пресловутый Тер-Оганян ещё в 1997 году придумал: СМЕРТЬ ГАНДОНАМ ОТ ИСКУССТВА!"
[User Picture]
From:[info]hasid
Date:Ноябрь 11, 2004 09:56 am none (UTC)
(Link)
Все, кончилась Россия... Пустое все это - Палата, палатки, проекты.
Теперь только надо цивилизованно по углам разбежаться (по ханствам-княжествам).
Когда-то думали, что и СССР - на века. Сейчас думают, на века _ Россия. Ничего, переживем. Зато есть шанс на пепелище отстроить с нуля Город Солнца.
[User Picture]
From:[info]grinka
Date:Ноябрь 11, 2004 10:08 am none (UTC)
(Link)
Список Квинтессенций Всего Наироссийского составлен - пора искать подходящий по климату остров :)
[User Picture]
From:[info]a_zov
Date:Ноябрь 11, 2004 10:19 am none (UTC)

(Link)
Валаам
[User Picture]
From:[info]tichy
Date:Ноябрь 11, 2004 10:40 am none (UTC)
(Link)
Затея симпатичная.
Вполне, кстати говоря, коррелирует вот с этим.
From:[info]17_03_2004
Date:Ноябрь 11, 2004 11:39 am none (UTC)
(Link)
А Россия-1 будет на все это спокойно смотреть. Ага.
Бдительные православные граждане такого не потерпят.
[User Picture]
From:[info]three_is_one
Date:Ноябрь 11, 2004 12:27 pm none (UTC)
(Link)
(задумчиво)
возьмите меня к себе.
я вам предложу еще одно направление работы с реальностью: сказка.
вот тут на меня посмотреть можно:
http://stranger.spb.ru/works.html
From:[info]design_addict
Date:Ноябрь 11, 2004 12:59 pm none (UTC)
(Link)
Единорог у вас похож на отпизженную борзую.

Ничего личного.
From:[info]design_addict
Date:Ноябрь 11, 2004 12:57 pm none (UTC)
(Link)
Спасибо, я передумал вешаться.
From:[info]ex_verkor
Date:Ноябрь 11, 2004 01:05 pm none (UTC)

Критика к основаниям:

(Link)
Критика к основаниям:

В сегодняшней России завершается формирование общества, которое в силу своих характеристик может быть условно названо «путинской Россией». Вот его некоторые отличительные черты:

- управляемая демократия;

- нерефлексивная любовь к действующему президенту;
А что, бывает рефлектируемая любовь?
Известно, что как только возникает рефлексия по поводу любви она исчезает.

- патриотический пафос и поиски внутреннего врага;
Уточнение: не поиск внутреннего врага, а смена типа действия по отношению к ряду деятелей "демократической" и прочей тусовки. А переназывание, определение как "врагом" лишь определяет те действия, которые нужно применять по отношению к ним. (Например, с оппозицией нужно вести политическую и прочую борьбу, а с врагом ясно чего нужно делать: враг он или сдается или его уничтожают).
Кстати интересны критерии отнесения к врагам - неврагам, но это тема отдельного обсуждения.

- сильное государственное влияние на СМИ и, соответственно, единая интерпретация событий;
Несмотря на то, что "главным из искусств для нас является ТВ", единая интерпритация давно уж как отсутствует. Достаточно лишь взглянуть на то разноообразие каналов распространения информации которое сейчас существует, чтобы в этом убедится. Да и на ТВ игра в переинтерпритацию идет постоянно и повсеместно. Другое дело, что игроки сменились (лица из привычной "псевдодемократической элиты" перестали иметь неограниченный доступ).

- культ прошлого;
Это Вы про то, что начали вспоминать, что Россия таки великая страна и что у нее есть богатая история?

- приближение церкви к государству;
Исторический процесс. "Москва - третий рим". Да и Россия как империя случилась по проекту церкви. Так что удивительного нет ничего.

- официозное выхолащивание культуры;
Что это такое? Мешают заниматься "свободным" искусств?
Государственных денег перестали платить "вольным" художникам?

- резкое понижение статуса творческой, художественной и научной деятельности.
Что значит "понижение статуса" творческой, художественной и научной деятельности.
Что ее никчемность и не нужность (в том виде в котором она существует сейчас) теперь осознается окружающими?
Значит ли это то, что творческая, научная и прочая интеллигенция по просту оказалась не нужна. Что она не вписывается в существующую действительность (т.к., по сути, так и осталась советской формовки и меняться не хочет совершенно)?
From:[info]boza
Date:Ноябрь 11, 2004 02:38 pm none (UTC)

Re: Критика к основаниям:

(Link)
По поводу последнего пункта - а куда, эскюзе муа, должна меняться научная деятельность? Законы физики и химии работают одинаково что в условиях восточной деспотии, что в условия демократии западного толка...
From:[info]suhaff
Date:Ноябрь 11, 2004 04:20 pm none (UTC)
(Link)
В сегодняшней Германии завершается формирование общества, которое в силу своих характеристик может быть условно названо «горбачёвской Германией». Вот его некоторые отличительные черты:
- управляемая демократия;
- нерефлексивная любовь к Горбачёву;
- патриотический пафос и поиски внутреннего врага;
- сильное государственное влияние на СМИ и, соответственно, единая интерпретация событий;
- культ прошлого;
- приближение церкви к государству;
- официозное выхолащивание культуры;
- резкое понижение статуса творческой, художественной и научной деятельности.
[User Picture]
From:[info]aut_ist
Date:Ноябрь 11, 2004 05:07 pm none (UTC)

Потеря идентичности

(Link)
На мой взгляд, существует опасность для "России 2". Она обусловлена, как раз, сужением "России 1". Чем больше "Россия 2" будет заполнять "образующиеся лакуны", тем сложнее будет в рамках этой картины мира воспринимать реальность через категории "утопии" и "игнорирования". В любом случае, необходимо будет какое-нибудь структурирование, а это ударит, прежде всего, по полицентричности. Иными словами, если учесть, что идентичность "России 2" основывается именно на своеобразном "ускользании" от языка власти (языка "России 1"), то в случае заполнения лакун, ей придется этот язык использовать. Т.е. существует опасность: вместо дальнейшего пребывания в рамках своего параллельного дискурса – попытка «заговорить о себе», социализация, и как итог - включение в дискурс "России 1"
[User Picture]
From:[info]maratguelman
Date:Ноябрь 11, 2004 06:57 pm none (UTC)

Re: Потеря идентичности

(Link)
абсолютно точно, но в этом случае проект Россия 2 выполнит свою задачу и умрет

> Go to Top
LiveJournal.com