Немного наспех: о протестном искусстве для Итогов

C политическим искусством в России хорошо, его много и оно разноеа вот с протестным плохо. В советское время главной формой протеста был уход от любой формы социальности. Аполитичность отказ изображать в духе соцреализма трудовые будни коммунистические праздники и вождей - это и было главной формой протеста. Отсюда у нас столько пейзажистов как нигде в мире. Это наследники протеста. Дтрий Гутов писал как-то - в исполнении сонаты Шопена невероятный протест. Она просто игнорирует существование власти и отрицает власть государства над художником. 

Все остальные истории противостояния художника и власти в советское время - результат отношения власти к любому искусству кроме реалистичного, как враждебному а вовсе  не из-за протестного заряда самого искусства. Выставка в Манеже и хрущлвское "пидарасы" бульдозерная выставка, лианозовцы - аполитичны.  
Это же надо постораться чтоб увидеть в работах белютина или немухина протест. Думаю это власти не сами догадались, а художественные чиновники подсказали, решив расправиться с идеологическими  и профессиональными конкурентами руками партийных бонз.   


Вторая форма протеста это ирония, пародия. Здесь следует признать русским нет равных во всем мире. Это весь соц-Арт во главе с комаром и меламидом (соков косолапов) который выставлялся в Третьяковке. Это и монстрации (выход на демонстрации с абсурдными лозунгами) и Синие Носы (новые юродивые). И много много еще. Впрочем ирония - не протест. Да она сигнализирует что "страха нет" но суть ее критика власти. Ироничный взгляд художника выискивает наиболее уязвимые места власти и при определенном строе может даже помогать ей "исправиться"
 
И в первом и во втором случае художник остается в художественном пространстве, в музее в галерее. В прространстые жеста. Но протест как действие, как Арт-активизм когда художник разрушает эту границу между искусством и жизнью, когда он противостоит государственной машине и при этом не превращается в маргинального политика а остается художником, об этом собственно имеет смысл вести речь в предверии приезда Ай Вэй Вэя. 

Фигуры такого масштаба как китайский художник противопоставивший себя власти у нас нет. 
Например группа под лидерством Толи Осмоловского выкладывает на красной площади слово ХУЙ в самом начале перестройки (десакрализация площади) - это уже и жест и поступок одновременно. Жест был замечен художественной общественностью, а поступок (ну типа мелкое хулиганство) остался без внимания.
Позже, во время выборов Осмоловский продирается на мавзолей с огромной растяжкой ПРОТИВ ВСЕХ И тоже никакой реакции власти. Осмоловский для них хулиган а не противник. Лозунг против всех из уст леворадикального художника власти выгоден. Потому что это левая молодежь будет против всех а не за Зюганова.

Саша Бренер был более конкретен в своих акциях. Когда началась первая Чеченская война он в спортивных трусах и боксерских перчатках с лобного места вызывал Ельцина на бой. Ворвался в Елоховскую церковь с криками Чечня Чечня. Мог стать героем, но не стал из-за либерализма ельцинской власти. Его отпустили тогда под мое поручительство через несколько часов. Потом непомню из-за каких таких грехов Лукашенко он обстрелял окна белорусского посольства бутылками с кетчупом и уехал из страны. 

Ну и наконец наша группа Война. Причем не все ее акции а именно направленные на милицию. Здесь тотальный протест, бескомпромиссная борьба, готовность к лишениям. И здесь жесткая  реакция власти. Политическая. Ведь почему я и мои товарищи из художественной среды так пристально следим за делом Войны и подписываем письма подготовленные адвокатами художников. Не потому что считаем, будто художник не должен нести наказание за свои поступки как любой другой гражданин. Потому что боимся что вместо правосудия (сколько можно дать за хулиганство без жертв?) будет месть правохранительной системы своим политическим противникам. И еще, потому что в отличии например от Лимонова они совершая поступки-проступки остаются в них художниками. И еще потому, что пока никакие правовые пути и никакие реформы не сделали полицию защитниками. Мы их чувствуем если не врагами, то уж точно угрозой. 

Конечно фигурой масштаба Ай Вэй Вэй или Солженицина Леня Ебнутый не стал. И полиция-милиция от их акций не изменится. Но протестное ИСКУССТВО ЭТО НЕ ЛЕКАРСТВО А БОЛЬ. Они указали на самый прогнивший участок тела власти. И я им благодарен и как гражданин и как представитель художественной среды.

Комментарии

мы сейчас в грузии, на днях видели в тбилиси такую акцию: идут по руставели люди в белых халатах - просто ад сколько людей! - и несут длинный-предлинный бинт. и молчат. то есть реально бинт длиной в несколько кварталов. он мешает пройти людям и проехать машинам. и никаких лозунгов. и всё понятно.
вот это лично мне кажется круто.
мне казалось крутым, когда лёня бегал по машине фсо, когда нарисовали хуй, когда делали песни и танцы в отделении милиции. переворот - ну да, тоже круто. но обливание мочой - нет уж, увольте, это какой-то примитивчик. акция должна быть красивой и бить в цель. ну, мне так кажется. и ещё мне кажется, что у "войны" не хватает как раз какого-то вкуса, что ли. как-то они делают то, что первое приходит в голову, тут нет выдумки и стиля.
было бы здорово, если бы вы написали мне контраргумент, вы для меня большой авторитет, марат.
С мочой это вор а не Леня кажется. Мне тоже некоторые акции активно не нравятся. А с мочой вообще не акция.
Будущее за хуякционизмом, это бесспорно. Хотя, помню. кто-то говорил, что оценка нравится/не нравится неприменима к совриску.
Позвольте...
Позвольте, позвольте, Вы ещё упустили акцию Кура в пи*де.
Самый прогнивший участок тела власти - это ее ХУЙ.
А у протестного искусства непрогнивших мест нет вообще.
"Она просто игнорирует существование власти и отрицает власть государства над художником". Это и есть самая великая форма протеста, по-моему! Указать власти, что она не власть, что над художником (или, может, точнее, искусством) она не властна. И рассматривать власть лишь как одну из возможных тем для творчества.
Если же искусство все же политизируется, то конечно, протестное искусство всегда выглядит честнее, так уж выходит; ну и власть, наверное, такая:(
Только деньги при этом брать у власти. Так честнее и протестнее. :-)
А вот моё художественное творчество: пососи хуй, Марат ёбнутый.
Чем я хуже группы Война? Требую премию.
Цитата: "Когда я слушаю вас, у меня складывается ощущение, что вы бредите".
О пространстве жеста...
Вернее о границах этого пространства и качестве жеста хотелось поразмышлять. Ведь эти критерии задают уровень.

И ещё.
Акционизм как-то мало влияет (хотя, кажется, должен) на культуру собственно политического действия. Взять хотя бы полит плакат...
"Против всех" был ваш с Павловским кремлевский подставной проект с целью увеличить результат Едра. Вела его Марина Литвинович, которая об этом на РИФе гордо рассказывала. А Осмоловский был на фэповском подсосе. Кто б Осмоловского без разрешения комендатуры Кремля на мавзолей запустил, не смешите!
>ИСКУССТВО ЭТО НЕ ЛЕКАРСТВО А БОЛЬ.
Марат, а у ВАС-ТО какая боль? Что за вава не даёт успокоиться?
Англичане в ложе ремнём выпороли?
Я имею в виду, что Ваша оценка Вашей же деятельности (в этом блоге) позитивно-крамельная. "Современное искусство идёт семимильными шагами" "Пермь до конца пятилетки будет превращена в Нью-Васюки" "Нет нам преград" "Признание в Европе" "Ура". И вдруг такое.
Дело процветает, причём оно боль. Это же СТРАННОЕ СОЧЕТАНИЕ.
Я не занимаюсь протестным искусством, там по тексту именно оно нелекарство

Я не художник

Протестуют кстати чаще против самой художественной системы чем против власти

Но я знаю и понимаю чем с вами поделился

Еще вопросы?Только формулируйте более корректно, без англичанок
всюду жизнь
протестное искусство не новость передвигались же и при царе передвижники
:-(((
User golishev referenced to your post from :-((( saying: [...] Конечно фигурой масштаба Солженицина Леня Ебнутый не стал [...]