Сигутин из выставки Айконс (буду публиковать по художнику в день)











Пояснительный текст Александра Сигутина для выставки в Краснодаре:


Художник работает с тем- что есть, с тем- что его окружает. И если в нашей общественной жизни присутствует сегодня такое яввление, как религия- это с необходимостью найдёт своё отражение в сегодняшнем искусстве. Моим работам, представленным на выставке, предшествовали другие, исследующие ту же проблематику. Таким образом, экспонирующиеся работы- это отдельные элементы некоего развития темы и начало ему было положено ещё в 1994 году.

Первые работы, "Десять заповедей"(1994г), "Тайные символы христиан"(1996г), "Спасайся кто может"(1996г)- были текстовыми, поскольку и самому автору, и предполагаемому зрителю было необходимо познакомиться с кругом идей, текстов, пришедших на смену советской идеологии. Работы были созданы как рефлексия на текст. Язык, метод создания этих работ- типичен для того (90-е гг) времени, когда сам художественный жест и являлся актом искусства. (В этот период самым ярким явлением был, так называемый, Московский акционизм.) Жестом было здесь- размещать тексты десети заповедей в современной городской среде, проводить параллели между бытовыми предметами и их мифологическими символами, обращаться к публике с призывами и т.д.

Очередным символическим жестом должно было стать писание иконы- задача, для светского современного художника, лежащая за рамками возможного по многим причинам. Реальнным было лишь кое- где нанести краску на распечатанные репродукции широко известных житийных икон. Так родилась серия "Жизнь замечательных людей"(1998, 2003гг). Выполнена она совместно с художником Владимиром Анзельмом.

В начале 2000-х годов мне попалась на глаза афиша выставки "От иконы до авангарда". И мне очень захотелось сделать работу, вобравшую в себя всю эту бездну искусства. Тем более, что никакой пропасти между иконой и авангардом, на самом деле, нет. Так же как нет пропасти между европейской (и русской) светской культурой и религиозной. Они существуют на одной, общей для них, нравственной основе и общем понимании идеала человека. Основа эта была заложена античной и христианской культурой прошлого. Одним словом, житийная икона, в соединении с авангардом, воплотилась в серию "Из жизни супремусов"(2003- 2006гг). К этой серии примыкает серия работ -"Тематический супремус"(2008г). Тематический- в смысле "прикладной", "фигуративный", теряющий свою абстрактность, всеобщность.

Последней, из представленных серий, является серия "Прориси"(2007, 2009гг). Известные библейские сюжеты и известные иконописные образы выполнены здесь в виде композиционного наброска. Что сближает набросок и прориси? И в том и в другом случае- это некое начало работы, начало пути. Здесь ещё не всё очевидно, присутствует поиск, размышление... Набросок всегда очень индивидуален, субъективен, личностен...Позже, когда серия была уже выполнена, я увидел в ней какое-то сходство с росписями Матисса в Капелле Чёток.

Никогда не утруждал себя вопросом: "Зачем я делаю эти работы?" Но однажды у Альберта Швейцера я прочитал мысль, примерно следующего содержания: "Вечные истины христианства каждый раз, в ту или иную этоху, должны быть выражены языком своего времени". Сам я, конечно, не мыслю так высокопарно, но в целом я со Швейцером абсолютно согласен.

Александр Сигутин.

Комментарии

Извините, но это слабые работы. Весьма.
Сигутин из выставки Айконс (буду публиковать по художн
Пользователь michaem сослался на вашу запись «Сигутин из выставки Айконс (буду публиковать по художнику в день)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Сигутин из выставки Айконс (буду публиковать по художнику в день) [...]
Сигутин из выставки Айконс (буду публиковать по художн
Пользователь feigina сослался на вашу запись «Сигутин из выставки Айконс (буду публиковать по художнику в день)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Сигутин из выставки Айконс (буду публиковать по художнику в день) [...]
На мировом уровне
Классные работы - все! Краснодару повезло.