Сигутин из выставки Айконс (буду публиковать по художнику в день)











Пояснительный текст Александра Сигутина для выставки в Краснодаре:


Художник работает с тем- что есть, с тем- что его окружает. И если в нашей общественной жизни присутствует сегодня такое яввление, как религия- это с необходимостью найдёт своё отражение в сегодняшнем искусстве. Моим работам, представленным на выставке, предшествовали другие, исследующие ту же проблематику. Таким образом, экспонирующиеся работы- это отдельные элементы некоего развития темы и начало ему было положено ещё в 1994 году.

Первые работы, "Десять заповедей"(1994г), "Тайные символы христиан"(1996г), "Спасайся кто может"(1996г)- были текстовыми, поскольку и самому автору, и предполагаемому зрителю было необходимо познакомиться с кругом идей, текстов, пришедших на смену советской идеологии. Работы были созданы как рефлексия на текст. Язык, метод создания этих работ- типичен для того (90-е гг) времени, когда сам художественный жест и являлся актом искусства. (В этот период самым ярким явлением был, так называемый, Московский акционизм.) Жестом было здесь- размещать тексты десети заповедей в современной городской среде, проводить параллели между бытовыми предметами и их мифологическими символами, обращаться к публике с призывами и т.д.

Очередным символическим жестом должно было стать писание иконы- задача, для светского современного художника, лежащая за рамками возможного по многим причинам. Реальнным было лишь кое- где нанести краску на распечатанные репродукции широко известных житийных икон. Так родилась серия "Жизнь замечательных людей"(1998, 2003гг). Выполнена она совместно с художником Владимиром Анзельмом.

В начале 2000-х годов мне попалась на глаза афиша выставки "От иконы до авангарда". И мне очень захотелось сделать работу, вобравшую в себя всю эту бездну искусства. Тем более, что никакой пропасти между иконой и авангардом, на самом деле, нет. Так же как нет пропасти между европейской (и русской) светской культурой и религиозной. Они существуют на одной, общей для них, нравственной основе и общем понимании идеала человека. Основа эта была заложена античной и христианской культурой прошлого. Одним словом, житийная икона, в соединении с авангардом, воплотилась в серию "Из жизни супремусов"(2003- 2006гг). К этой серии примыкает серия работ -"Тематический супремус"(2008г). Тематический- в смысле "прикладной", "фигуративный", теряющий свою абстрактность, всеобщность.

Последней, из представленных серий, является серия "Прориси"(2007, 2009гг). Известные библейские сюжеты и известные иконописные образы выполнены здесь в виде композиционного наброска. Что сближает набросок и прориси? И в том и в другом случае- это некое начало работы, начало пути. Здесь ещё не всё очевидно, присутствует поиск, размышление... Набросок всегда очень индивидуален, субъективен, личностен...Позже, когда серия была уже выполнена, я увидел в ней какое-то сходство с росписями Матисса в Капелле Чёток.

Никогда не утруждал себя вопросом: "Зачем я делаю эти работы?" Но однажды у Альберта Швейцера я прочитал мысль, примерно следующего содержания: "Вечные истины христианства каждый раз, в ту или иную этоху, должны быть выражены языком своего времени". Сам я, конечно, не мыслю так высокопарно, но в целом я со Швейцером абсолютно согласен.

Александр Сигутин.

Комментарии

Извините, но это слабые работы. Весьма.