galerist (maratguelman) wrote,
galerist
maratguelman

Categories:

Не читал, но осуждаю! (Текст о выставке и фотки с Айконс)

Оригинал взят у vasik_catn в Не читал, но осуждаю!
Якобы сказал один деятель, пожелавший остаться неизвестным. За ним повторила страна образца пятидесятых. За ним повторила воспитанная на исторических примерах страна образца две тысячи десятых.
Про выставку Марата Гельмана ICONS в Петербурге высказались уже многие. По делу и не очень, с позиций религиозного мировоззрения и сугубо светских. У меня в таких условиях осталось добавить максимум копейки на три. То, что липовые казаки с умственно липовыми чиновниками стратегически накололись с ситуацией вокруг выставки Айконс ясно было с самого начала. Ничего страшного: не надо мешать глупцам выказывать свою глупость. Выставка как символ является неким центром притяжения для оценки состояния и перспектив развития систем "религия - общество" и "общество - государство". Главный и непрошедший итог октября 1917 г. - отделение церкви от государства и школы от церкви. Именно на этой основе СССР стал в исторически кратчайшие сроки сверхдержавой, страной передовой фундаментальной науки и "самой читающей страной в мире". Правда в ещё более краткие сроки этих трех характерных чарт и лишился, к сожалению. Впрочем, это совсем другая история. Мы сейчас о том, что в начале века была заложена правильная парадигма развития, хоть и реализованная с многочисленными перегибами. Сейчас вроде всё исправилось. Хочешь религиозного воспитания - есть где его получить. Но основа-то должна оставаться светской. Тем не менее мы все сегодня видим прямо византийское слияние нынешней российской власти и РПЦ. Причём если подумать хоть чуть-чуть, никакой пользы в перспективе это слияние ни одной из сторон не принесёт. С одной стороны, выпячивать роль православия можно только за счёт других религий, а это чревато с точки зрения единства государства. С этим, впрочем, и так не всё благополучно. А с другой стороны, для РПЦ такой союзник как нынешняя власть - это как чемодан без ручки: и нести неудобно, и репутационные издержки только растут. То есть имеем налицо, что сейчас в умах идёт всамделишная война между понятиями "общество", "религия" и "государство". И ключевой момент здесь конечно же ситуация вокруг "религии".
Выставки подобные Айконс и призваны вырабатывать в обществе мнения на этот счёт. Но пока есть только одна выставка. В чём её отличие от других выставок, демонстрирующих религиозную живопись, например? А в том, что тут мы видим искусство и анализ - материала, композиции, технического приёма, сопоставление различного и рождение новых смыслов. На традиционной же выставки не только нельзя выйти за границы канона (нередко достаточно ограниченно понимаемого), но даже об этом помыслить. Сменяются века и, уже, тысячелетия, а изменить ничего почему-то нельзя.
От самой же выставки мне хотелось большего. Не скандала, а остроты. Как-то считается, что серьёзное нельзя сочетать со смешным, мол, тогда всё аннигилируется, исчезает духовность и т.п. Сложно обвинять в отсутствии духовности картины художников типа Караваджо и Веласкеса, но ведь в них столько деталей, намёков на всё подряд и скрытых смыслов.. И ничего, висят в церквях, дьявол не является. Современное искусство тонко сочетать святое и смешное ещё всё-таки не научилось. На выставке мы имеем примеры следования нечасто применяемым, но небезызвестным приёмам: буквальное воспроизведение смысла словосочетания, осовременивание классических сюжетов и т. п. Супрематический иконостас - где-то мы такое уже слышали. Выставка мне естественно понравилась, использованные приёмы хоть и не принципиально новы, но действенны, находки вроде "Тайной вечери" выше всяких похвал. Посетить - рекомендую.
А теперь будут слайды.







































PS. А вот "Ткачи" как заведение мне совершенно не понравились. В принципе, это офисный центр да галерея бутиков, где всё дико, прямо натужно, креативное. Коридор и бутики. Дизайнерская обувь, дизайнерская одежда, дизайнерские интерьерные штуки.. Всё дизайнерское, а души нет. Есть и лавка Эпл, в качестве акцента: что-то на стенах, что-то в витринках, надписи APPLE, два стола, за столами две барышни, на столах по компу-моноблоку с прекрасно видными посетителям шильдами DELL. Зачот, чо.
Subscribe

  • Мои твиты

    Вс, 21:57: Москва, думаю, что-то в этот раз все как-то интересно, насыщенно. Простые сюжеты замысловато закручиваются. А это потому что Володя…

  • Мои твиты

    Пт, 09:09: Представляю себя нас месте Алека Болдуина случайно убившего человека во время съёмок. Пытаюсь представить. Такое мрачное продолжение…

  • Мои твиты

    Вт, 00:54: RT @ SvobodaRadio: Марат Гельман: Дали бы Нобелевскую премию оппоненту Путина Навальному, тогда было бы Путину все было понятно:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments