воскресная исповедь 2

Есть люди, которые живут одну жизнь: они в школе писали стихи, закончили литинститут, стали писать публицистику, потом романы, стали писателями, потом известными писателями, потом классиками. И есть люди вроде меня, которые пытаются прожить несколько жизней. И когда постфактум пытаешся выстроить «биографию» ничего не получается. Так например галеристом я стал в результате трех обманов.
1. В 1988 году от скуки я организовал свою первую выставку «авангардистов» (так тогда называли все что не официоз) в Кишиневе. Странным образом выставка была очень успешна в смысле коммерции. 7 работ купили музеи, остальное евреи готовившиеся к эммиграции и пытавшиеся как то конвертировать свои сбережения. Когда я приехал в Москву раздавать деньги один художник (имени не назову) которого я боготворил – сказал. Переезжай в Москву, будешь моим менеджером. Я все устрою. Я попрощался со всеми и приехал. Это был первый обман. Ничего он не устроил через месяц эмигрировал а мне было настолько стыдно возвращаться в Кишинев, что я остался, в конце концов стал заниматься автоматизацией телефонных сетей, орагнизовал свою первую компанию.
2. Когда появились деньги я начал собирать искусство. Мотивы в начале если честно были примерно такие же как у евреев из Кишинева. Нашел искусствоведа которая гарантировала качество коллекции и мы с ней посещали мастерские. Примерно в каждой пятой мне что-то нравилось и я покупал. В одной из мастерских я наткнулся на справочник союза художников и увидел там 80 000 тысяч членов. И это при том что я понимал, историческую ценность может иметь (страна-эпоха) максимум тридцать. Испугался сказал искусствоведу что уезжаю и засел в библиотеке. Ни один из тех кого она мне советовала не упоминался – не участвовал – не состоял. Это был второй обман после которого я всерьез начал интересоваться искусством. Слушал всех, слушался только себя.
3. После моей первой действительно успешной выставки (Южнорусская волна) где я показывал в основном украинцев которых начал коллекционировать уже доверяясь своему представлению (Савадов и Сенченко, Голосий, Ройтбурд, Гнилицкий, Цаголов, Хоровский и.т.д.) Ко мне приехал Бажанов и предложил открыть галерею. Я говорю но ведь никто не покупает. На что он пообещал что мол твое дело все организовать а уж клиентов я тебе нагоню. Бажанов тогда был фантастический авторитет. Я поверил. Это был третий обман. Бажанов ни одного клиента не привел, пришлось выкручиваться самому.

Успех галереи тоже результат скорее набора случайностей заблуждений (не только моих) чем результат какого-то особого дара Галериста. Например образ успешного галериста мне сделали те кто не хотел видеть в новом искусстве которое я выставлял – художественное явление. Они говорили везде – художники говно, а Гельман гений так умело их проталкивает. Потом к художникам пришла мировая известность где уж точно вряд ли я мог как-то смафиозничать, но образ остался.
Но главное – в отличии от большинства моих коллег – мне было интересно работать с профанной публикой. Может быть потому что еще несколько лет назад я был одним из них. Объяснять каждому посетителю что такое СИ вне зависимости от уровня образования. Коллекционер очень быстро становится профи ведь он тратит свои и немалые деньги. Для того что бы понимать искусство вовсе не нужен талант. Надо хотеть понять прежде чем высказывать свое отношение. И делать это систематически.
Вот два диаметрально противоположных и самых распространенных заблуждения:
1. искусство не поддается анализу и хорошее оно или плохое – дело вкуса
2. существуют ясные критерии по которым можно все понять как по шаблону

Но самое глубинное заблуждение касается целей искусства. Если удается объяснить что искусство вовсе не обязано быть дидактичным или ласкать глаз или демонстрировать ремесленные навыки, а может решать другие задачи, считай дело сделано и с остальным пытливый ум справится сам.

Комментарии

← backward
прочитал с удовольствием. буду рад, если Вы попытаетесь смешать 1 и 2 в пропорции, которая бы соответствовала субъективно-Вашим критериям, по которым принимаются или отвергаются те или иные вещи.
В порядке воскресной исповеди, что ли.
нет, скорее воскресной проповеди. вообще, было бы прекрасно запараллелить эти два жжанра...
"Но главное – в отличии от большинства моих коллег – мне было интересно работать с профанной публикой. Может быть потому что еще несколько лет назад я был одним из них. Объяснять каждому посетителю что такое СИ вне зависимости от уровня образования.!"

Сил Вам душевных!!!
Неисповедимы пути, что еще сказать :)
Здорово.

"..а может решать другие задачи.."

Быть созвучным? Подталкивать? Трогать?..
помню, например ту выставку в МДМ, кажется она называлось "Лабиринт", кстати, хорошая выставка была, такой "ознакомительный" посттрансавангард и картинки типа "Похороны мухи"... Голосий был нарасхват (кстати, Марат, как Овчаренко-то его к себе перетянул ("Психоделическая атака голубых кроликов"))... Марат и Овчаренко как бы влили свежую кровь в ту московскую ситуацию (и объективно заслужили уже этим "место в истории") и дальше уже всё шло с переменным успехом... потом Селина "подключилась", а параллельно ещё до всего этого были Айдан&Якут...

сейчас наступил новый этап
прежде чем открыть свою галерею я 2 месяца работал у Овчаренко директором. Мало кто знает.
Когда был фюрер маленький, в его стране, да и вообще в мире было очень много плохих и злых людей. Все плохие и злые люди были пакостными, гадливыми, жадными и уродливыми. И все они были евреями. Так сложилось, что плохие и злые люди – это евреи. И случилось, понравилась маленькому фюреру девочка. Она была еврейка, потому что в его стране было много евреев и она была такой вот. Маленький фюрер пытался дружить с ней, показывал, что он хороший, что он правильный и ариец. А девочка была вредная. Она издевалась над ним, дразнила и высмеивала при других. И вообще, специально показывала маленькому фюреру, что будет играть с любым мальчиком, только не с правильным и арийцем, и тем более не с маленьким фюрером. Разонравилась тогда ему эта девочка, обиделся он на неё, уяснил урок, что еврейки – плохие девочки и играть с ними нельзя. И решил тогда маленький фюрер стать великим художником. И стал. @ kleiner_fuhrer

Это я не всмысле антисемитизма, а о том, как становяться художниками :)
А расскажите-ка, где Вы впервые увидели южно-русских художников, и кем они тогда считались? Кем-то вроде украинского левого МОСХа?
Интересно, что правильнее:
делать президентов или делать художников?
спасибо, интересно и даже в чем-то поучительно :)
Оффтопик
Уважаемый maratguelman, что заставляет Вас сейчас, как видно из данного текста, человека весьма предприимчивого и успешного, обращаться к ресурсу ЖЖ?
Намерены ли Вы теперь перейти в Интернет бизнес, влиять через Сеть?
Зачем Вы, занятой человек, тратите на ЖЖ время?
Спасибо.
Re: еще вопросы будут
у меня давно есть своя небольшая интернет компания и в свое время я был даже президентом интернет академии которая тихо умерла за ненадобностью. Первый сайт своей галереи я делал сам.

Я считаю что влияние интернета на нашу цивилизацию сравнимо с разве что с общедоступностью огня в древние времена (утрировано но верно)
Я всегда был невысокого мнения о выходцах из Кишенева. Вы ничуть не поколебали моего убеждения.
Плитку-то кафельную хорошо кладете, Марат? Или так же говенно как и исповедуетесь?
Марат, а можно Вам нескромный вопрос задать? :-))
все вопросы нескромные, но ес-но оставляю за собой право на особо нескромные не отвечать.
искусство не лекарство а боль
дома распечатаю и прочитаю. Первое впечатление - скольжение по мыслителям как в сети по сайтам.
Извените, что вмешиваюсь. Я "с улицы" и "по наводке" :) Когда уезжали, мы тоже, как профаны, пытались вкладывать таким образом "деньги". Купили неск. картин Геннадиева, кот. он "гарантировал", что проедут. Отобрали на границе. Но до сих пор его гравюры висят у нас в гостинной. Никогда не забуду, как мы поднимались в его мастерскую на Желябова, ходили от картины к картине и с каким презрением он наблюдал за нами. Сестра, художник, закончила Муху, весело курила с ним и, кажется, на замечала этого взгляда. А продавать его здесь, то есть те гравюры, кот. удалось провезти, даже в голову не приходило. Кстати, со мной на электричке на работу ездит директор одной из галерей на Ньюбари Стрит в Бостоне. Но у них в основном американская живописть-неживопись-не знаю что.
То есть "извините" :0) и "гостиной" :)?
Марат, есть ДВА слова - "эмиграция" и "иммиграция". У них диаметрально противоположные значения. И разное количество букв "м".
Ей-Богу, обидно натыкаться в Ваших текстах на путаницу из диктанта 4 класса.
← backward